Педагогическая шкатулка.

 

Педагогическая шкатулка Визитка  Учителями славится Россия...

 

Устный журнал

«Жить тысячью жизней – вот настоящее счастье»

 

       Цель: познакомить с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка,

                   проанализировать их, воспитывать любовь и уважение к   

                   природе, Родине.

           Выставка: «В горах», «Золото», «Повести и рассказы»,

                           «Зеленые горы», Приваловские миллионы», очерки,

                           «Горное гнездо» и другие.

         Ход мероприятия.

Устный журнал посвящен 150-летию со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка.

1 страница

 Д. Н. Мамин-Сибиряк  - псевдоним Сибиряк – родился 6 ноября 1852 года в заводском поселке Пермской губернии в семье заводского священника.

С 1866 по 1868 год учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 года в Пермской духовной семинарии.

В 1872 году Мамин едет в Петербург, где поступает на ветеринарное отделение Медико- хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 года становится  репортером. В 1876 году, не закончив курса академии, Мамин поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на Урал, где он живет, по большей части в Екатеринбурге, до 1891 года, зарабатывая частными уроками и литературным трудом, В 1891 году Мамин переезжает в Петербург. Здесь, а также в Царском Селе под Петербургом  он прожил до самой смерти.

 

2 страница    

Будучи студентом, Мамин начинает свой путь в литературе. В газетах и журналах, рассчитанных на массового читателя («Русский мир», «Сын отечества», «Кругозор»), он печатает рассказы о жизни Урала.

Среди студентов академии было много революционеров-разночинцев. Мамин стал свидетелем бурных политических споров о раскрепощении народа, о будущем страны. Он полон стремления бороться за свободную и процветающую Отчизну.  «В минуты неприятностей я не предаюсь унынию, - пишет Дмитрий Наркисович отцу, - какая-то энергия особенная родится в душе, и каждая неудача дает как бы новые силы.»

Первые рассказы «В горах», «Тайны зеленого леса» и другие не принесли ему успеха, но дали необходимый для дальнейшей работы художественный опыт.

 

3 страница           

      В 80-е годы Мамин фактически заново вступил в литературу, составив себе имя романами и очерками из жизни Урала.

Первый из этой серии роман - «Приваловские миллионы»- был напечатан в журнале  «Дело» в 1883 году, затем последовали  «Горное гнездо» («Отечественные записки»,1884), «Жилка» («Дикое счастье») («Вестник Европы»,1884), «Три конца» («Русская мысль»,1890), «Золото» (Северный вестник», 1892), «Хлеб» (Русская мысль», 1895).

    Главная тема уральских романов писателя – власть капитала над душами отдельных людей и над судьбами целых социальных слоев. Капитал, воплощенный в деньгах, в золоте, в земельных угодиях, в заводах, является движущей пружиной сюжета романа. Недаром два из них носят названия  «Приваловские миллионы» и « Золото». Жажда наживы определят поведение большинства персонажей, как в верхах, так и в низах общества. Старатели, живущие на грани нищеты, мечтают о внезапном обогащении, но в тех редких случаях, когда им выпадает счастье найти золотоносную жилу, богатство не идет впрок: оно или просачивается сквозь пальцы в беспробудной гульбе («Золото»), или, попав в руки трезвого человека, разъедает как ржавчина моральные устои семьи («Дикое счастье»).

В романе «Горное гнездо» борьба за лучшее место у заводского «пирога» составляет основу сюжета. В романах «Три конца» и «Золото» показан бедный приисковый и заводской люд, жизнь которого не изменила к лучшему даже отмена крепостного право.

Последним из серии уральских романов Мамина был «Хлеб». В нем писатель изобразил судьбу большого края в эпоху утверждения капитализма. На примере судьбы Галактиона Колобова, энергичного человека, искренне желающего процветания краю, Мамин показывает гибельную для человеческой души власть капитала.

Романы Мамина сравнивали с романами Золя. Интерес к социальным процессам вел его, как и Золя, к созданию романа с коллективным героем, представляющим целый пласт жизни.

 

4  страница

Мамин много работал в жанре очерка, продолжая традиции В.А.Слепцова, Г.И. Успенского, М.Е.Салтыкова-Щедрина и других. С художественно-публицистических очерков «От Урала до Москвы» («Русские ведомости»,1881-1882) началась его литературная деятельность 80-х годов. Кроме путевых очерков «От Зауралья до Волги» (1885), «По Зауралью» его перу принадлежит очерк «Город Екатеринбург» и цикл писем «С Урала» (1884).

 

5        страница

« Рассказы и повести»

В 1888-89 гг вышли два тома «Уральских рассказов».

Первый том включал рассказы: «В худых душах», «На Шихане», «Башка», «Родительская кровь», «Гроза», «Летние», «Первые студенты».

Второй том – «Бойцы», «Из уральской старины», « Лес», «Отрава», «Золотуха».

Писатель достигал широкого эпического размаха в изображении жизни Урала, рисуя картины труда и быта, раскрывая гармонию отношений простого человека с природой, опираясь на фольклорные произведения.

 

6  страница

Писательские интересы Мамина не ограничивались уральской тематикой. О жизни петербургских репортеров рассказывает роман «Черты из жизни Пепко» («Русское богатство»,1894), содержащий значительный автобиографический материал. Роман написан по воспоминаниям юности, его герои – представители литературной богемы, многие из них имеют реальных прототипов.

Глубокий нравственный  смысл содержат слова писателя, выразившие сущность и смысл его литературной деятельности:

«Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец – вот где настоящая жизнь и настоящее счастье».

 

7  страница  

Эпилог.

Мамин-Сибиряк верил, что в условиях самодержавно-крепостнической России народ сохранил неиссякаемые силы. И эта вера помогла писателю создавать яркие картины обновленной родины.

Мысль, которую передавал Мамин своему брату Владимиру в письмах, актуальна и в нынешнее время, спустя почти сто лет:

«Родина – наша вторая мать. Припомни «братца» Антея и наших богатырей, которые падая на сырую землю, получали удесятеренную силу. Это глубоко верная мысль. Время людей – космополитов и всечеловеков миновало, нужно просто быть человеком, который не забывает своей семьи, любит свою родину и работает для своего  отечества.  

 

Выводы учащихся.

 

 

У нас есть множество разработок уроков и внеклассных мероприятий, которыми мы будем рады с вами поделиться !

 

Педагогическая шкатулка Визитка  Учителями славится Россия...

 

Hosted by uCoz